История

лешего таким всегда и был. А если и был другим, то очень-очень давно и неизвестно каким. Хотя…. Каким ему быть? Всю жизнь в лесу, мохом зарос, путников с дороги сбивает – мифическая нечисть. Такое существо просто не может существовать, а верить в него в век космических полётов – сущая глупость. Как ни странно, но леший из сказок как раз-таки до века космических полётов не очень-то напоминал бродячий пенёк или мужичка, который прикидывается мухомором и именуется в сказках «старичок–лесовичок». Меньше, чем за сотню лет образ лешего (др. русский. современный аналог -  «лесной») не только претерпел трансформацию «в пень», но еще и «лесовик» (главный над всеми «лесными») уменьшился до грибного размера. Правда, вместе с тем, леший все-таки успел срастись с лесным духом, претерпеть влияние Христианства, а то, что получилось, очень напоминает противоречивые описания фэйри-эльфов в Британии. Сравните: «Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий, и если случится, например, что роженица, потерявши в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего - сразу, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» - больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека)». Чем не эльфийский подменыш?

Но наряду со всякими волшебными свойствами «обернуться пнем или птицей», есть и такие:

«Как-то раз пошли на охоту трое бывалых охотников, а с ними парень молодой попросился, поучиться охотничьему ремеслу. Охотники, как

водится, люди разговорчивые, начали учить новичка уму-разуму. Первое дело в лесу, говорят, - лесового, хозяина уважить. Он тоже по тропам людским ходит, и потому на тропе нельзя располагаться на ночлег. <...>

Леший

В тот день припозднились они на охоте и легли спать, как на грех, возле тропы, от усталости даже не загасив костра. Только глаза сомкнули - соловей вдруг защелкал, а в августе какие же соловьи? Они в июне петь перестают! А потом поблизости затянули вдруг козлиными голосами:

- Ой да кали-инушка,
Размали-инушка...

И так голосили часа полтора, до восхода луны. Разве уснешь?!

- Ну так что, паря, веришь теперь в лесового? - говорят старшие. - Дальше хуже будет. Давайте-ка место ночлега менять, подальше в чащобу от нахоженной тропы.

Начал наш храбрец упираться: вы-де поступайте, как знаете, а я отсюда ни ногой! Пришлось его силком уволакивать от тропы.

И вовремя! Буквально через минуту пронеслась по тропе тройка коней вороных, а в телеге - чудища лохматые да косматые. Свистнул бич, и парень рухнул как подкошенный. Подняли его мужики, а у него через всю щеку рубец багровый от бича. А из лесу раздался хор козлиный:

- Хоть не робок ты, но ни в жисть

На тропу хозяина не ложи-ись!»

Запись этого предания относится к концу 19-го века. Тут и «косматые»-длинноволосые «чудища», и человеческие песни, и «козлиные» (дьявольские, бесовские) голоса, и даже «тройка вороных» и телега. Чем дальше в историю, тем меньше миф похож на сказку с волшебными существами. Когда-то лешие даже грамоте разумели: «В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе - пусть Дед Лесовик разберется». Так что, еще совсем недавно, по историческим меркам, некий мужик в «кафтане, застегнутом на другую сторону», управляющий тройкой лошадей, разъезжающий по лесным дорогам, ничем не напоминал замшелый пенёк. Более полную информацию о самых разнообразных качествах лесных обителей и их сходстве с человеком можно найти здесь: http://www.claw.ru/a-legendy/6/354.html

 

Но вернемся в Британию.

 

А также примкнувшие к ним пикты…

 

Скотты, бриты, норманны – целые эпохи в истории заселения Британских островов. Но кто же не помнит знаменитый «Вересковый мёд» и пиктов? Долгое время народная традиция связывала с пиктами сооружение самых разнообразных объектов, которые назывались "Стена пиктов", "Дорога пиктов",