История

М. Мелетинский в своей работе "Поэтика мифа" говорит следующее: "Основные ступени процесса трансформации мифа в сказку - деритуализация и десакрализация, ослабление строгой веры в истинность мифических событий, развитие сознательной выдумки, потеря этнографической конкретности, замена мифических героев обыкновенными людьми, мифического времени - сказочно-неопределенным, ... перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные, ... с чем связано появление ряда новых сюжетов и некоторых структурных ограничений". В той же работе Мелетинский еще раз подчеркивает, что "...десакрализация - важнейший стимул для превращения мифа в сказку".

В самых ранних германо-скандинавских источниках упоминаются лишь светлые альвы, живущие на земле как и люди, и в стране альвов, которая также описывается как реально существующая. Далее в скандинавской  мифологии появляются сведения о двух типах эльфов: светлых-верхних и тёмных-нижних. Только в позднем фольклоре тёмные «свартальвы» сливаются в описаниях с гномами – подземными карликами. Таково закономерное развитие мифа, который проходит долгий путь от истории к преданию и далее – к сказке.  Именно с указанного момента слияния понятий название «эльф» становится несколько расплывчатым и обобщающим для существ различного вида и природы. Но нигде количество обобщений и трансформаций не достигло такого поистине огромного размера и не приобрело столь причудливые формы, как в Англии во времена позднего мифотворчества.

Зачем эльфу крылья

В свое время Британские острова были ничуть не



Причуды мифологии
— • —
Aurin Thelassiel Причуды мифологии

 

меньшим плавильным котлом народов, чем впоследствии стали Соединенные штаты. Это сейчас на Альбионе всё спокойно, а переселяются туда только олигархи малыми группами. В древности же кто только не завоевывал себе «кусок» туманной страны. И каждый народ приносил свои верования, на которые влияла история – история захватнических войн, рождения и гибели империй, разрушения и создания пантеонов божеств (от крупных до мелких), история путешествий и открытий, и не в последнюю очередь - торговли.

Века сменялись веками. Случалось и так, что даже одно слово с утраченным смыслом само рождало новый миф. Так, например, случилось со скифскими всадниками, которые потрясли мир, не знавший верховой езды, и превратились в кентавров. Сегодня мы можем совершенно точно сказать, почему у полуконя-получеловека в названии корень «таурус» - «бык», а не «лошадь». Скотопасы-кочевники, для которых бык был основным богатством, оставили память о быках в слове, но срослись всё-таки с конём, на котором и сидели. А уж мифы о том, как кентавры рождались не без помощи богов и воспитывали некоторых особенно выдающихся героев, целиком на совести древних греков.

Но если рассматривать в историческом аспекте мифологию Британии, то начать придется даже не с греков и не с перенявших их пантеон и верования римлян, которые впоследствии вторглись на Британские острова, а с древних финикийцев. Участие самих финикийцев в привнесении чего-либо на почву Англии - лично и физически – весьма сомнительно. Зато несомненно влияние финикийцев на греков (и далее по цепочке, включая влияние Римской Империи как на Европу, так и на пресловутые Британские острова).

Поэтому начать придется не с эльфов вообще, а конкретно с пикси, которых в Британии причисляют и к фэйри вообще, и к эльфам в частности, а где-то под пикси подразумевают эльфов, гномов и даже гоблинов – всех вместе.

 

О том, как может встретиться
датчанин с финикийцем

или

Чего стОит слово, и что за ним стоИт

 

Этимология слова «пикси» до конца невыяснена. Считается, что его завезли в Англию финикийские моряки. По крайней мере, восходит оно именно к ханаанскому (финикийскому) корню. На счёт визита финикийцев в Британию есть только одно свидетельство: римский историк Фест Авенус