История

Европы использовалось в качестве носителя либо дерево, либо кора, руны имели более удобную для начертания угловатую форму, которая долгое время сохранялась без изменений, как общепринятая.

Помимо камней есть еще кое-что: мастера-карелы клеймили свой товар. И товарные клейма (бывшие руны) сохранялись как традиция, несмотря на утрату смысла самих рун. Такая двойная система  как футарк и неизвестные скругленные руны – тоже феномен Карелии и живших там карелов (и когда-то квенов).

клейма

Часть сводной таблицы знаков "карельских клейм" из доклада Д.А Золотарева. (1923 год, Беломорский район)

"Золотарев рассматривал рунические надписи как некие "клейма", хотя сам же упомянул, что надписи, сделанные карельскими рунами, все еще (в начале XX века!) очень широко  использовались при оформлении документов, в том числе и государственных, например, налоговых ведомостей во вполне советских  органах - волостных исполкомах местных советов народных депутатов. Все еще практиковались залоговые и долговые расписки, выполнявшиеся "чертами и резами" на деревянных дощечках, причем рунами записывались не только фамилии сторон (это еще можно было трактовать как "клейма"), но и суммы долга, и некие дополнительные обстоятельства сделки. То есть, для жившего там карельского населения эти рунические надписи были совершенно адекватным, а главное - свободно читаемым текстом, поскольку речь шла о финансовых обязательствах и государственных повинностях. <...> Ранее, в XIX веке, по свидетельству этнографа П.Ефименко (П.С.Ефименко. Юридические

знаки. Опыт исследования по сравнительному обычному праву. Журнал министерства народного просвещения за 1874 г.), надписи карельскими рунами обоих типов использовались и в судопроизводстве, и при оформлении договорных отношений вообще, в том числе и на уровне земства. Золотарев отмечал существенно бОльшую сложность и разнообразие карельских рун, собранных и описанных Ефименко, по сравнению с тем, что удалось обнаружить и зарисовать ему. Возможно, это свидетельствовало о постепенной деградации традиции карельского рунического письма за прошедшие полвека". (Корявцев П.М. Беседы о карельском языке. С-Пб.: 2008)

камень

Камень с карельской рунической надписью. о.Голый.

камень Глинки

Руны на одном из камней,  найденных Ф.Н. Глинкой в Тверской Карелии. Все попытки дешифровки этих рун окончились провалом.

 

Взаимное проникновение готских рун и кириллицы приводило к результату следующего типа

(надпись на календарном посохе; по дереву карелы резали угловатыми рунами).

ома ранда

«Поскольку в настоящее время карельские руны никем не дешифрованы, а секрет их прочтения, судя по всему, утрачен окончательно, невозможно утверждать, являются ли те и другие руны двумя различными алфавитными системами или же это просто два варианта одного и того же алфавита. Точно также, нельзя однозначно утверждать, являются ли надписи скругленными рунами на камнях вообще карельскими текстами, гипотетически они могут принадлежать любому другому народу и языку». (П.М. Корявцев).

Возвращаясь к языку, который так очаровал профессора… Назвать тот язык просто финским совершенно невозможно. Он нёс в себе историческое богатство карельской поэзии, наследие квенов и влияние финнов. И вдохновил, вполне закономерно, на создание нового языка – квенья. Но что еще вошло в состав квенья кроме того, что может точно  опознать лингвист; кроме того, что можно отыскать для сравнения в современном финском? Быть может… (сказочно-легендарное допущение) среди огромного собрания книг Оксфордской библиотеки лежит листок с непонятными рунами? Или пара листов с записью неизвестного фольклориста, латиницей, на малопонятном, но таком похожем на «финский» диалекте? Примерно с такими словами: «Мир был предпет…»  Или уже не лежит?

Рекомендовать

Оставить комментарий